Анатолий Иванкин

0
2861

ИВАНКИН АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ                            (2.07.1927 — 18.05.1990) 

Анатолий Иванкин родился на Тамбовщине. В 1950 году окончил авиационное училище летчиков-истребителей, а в начале 60-х годов — Военно-воздушную академию им. Гагарина. Долгие годы служил в военно-воздушных силах в стране и за рубежом. Был начальником кафедры Качинского авиационного училища. После увольнения в запас работал директором Музея-панорамы «Сталинградская битва» и… писал.

Если говорить о творческом кредо А. Иванкина, то оно, пожалуй, лучше всего сформулировано в эпизоде, рассказывающем о «знаменитом» подвиге бронебойщиков Болото, Алейникова, Беликова и Самойлова, о которых — с официальной подачи — фронтовые поэты слагали легенды. По официальной версии два расчета противотанковых ружей держали бой в окружении с тридцатью немецкими танками, уничтожив пятнадцать «бронированных чудовищ», а остальные «обратив в бегство».

Творческое развитие А. Иванкина было органичным и целенаправленным. И шло оно именно в направлении к «Ристалищу». Свидетельством этого является то, что писателя интересует не просто событие, а событие, отделенное от современности какой-то исторической дистанцией. Все книги А. Иванкина — это книги о прошлом. Его излюбленная форма повествования — рассказ об историческом событии, о человеке в контексте истории. Писателя интересует в первую очередь не сама психология человека (его психологическая палитра не многоцветна), а участие человека в истории, в хронике жизни, которая, разумеется, влияет на человеческую психологию и даже иногда существенно меняет. Но это только психологический отсвет истории, отсвет движения человеческой судьбы во времени.

Феномен беллетристики заключается в том, что здесь на первом плане событие, как и в детективном жанре, к которому А. Иванкин тоже тяготел, и что, пожалуй, особенно проявилось в повести «Корабль дьявола», последнем его произведении, появившемся в свет до «Ристалища». Оба эти фактора и привели к тому, что событие в прозе А. Иванкина является доминирующим и даже — не побоимся этого термина! — жанрообразующим. Не случайно «Последний камикадзе» был опубликован в Праге в известной «Выборке из самых интересных книг «Магазин». То есть и за рубежом уловили детективную ориентацию А. Иванкина.

Вот почему книги писателя не залеживаются на полках. Его читатель активно общается с автором и после его смерти.

 

Библиография:

  1. Конец “Гончих псов”: Главы из романа. — Вечерний Волгоград. — 1982, 12 — 14,16 — 20 августа.
  2. Конец “Гончих псов”. — Дон. — 1983. — № 9 — 11.
  3. Конец “Гончих псов”. — Вечерний Волгоград. — 1985, 28 — 31 января, 1 февраля.
  4. Оглянись на ушедших: Повесть. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1985.
  5. Конец “Гончих псов”: Роман. — М.: Воениздат. — 1987.
  6. Последний камикадзе: Роман. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1987.
  7. Сталинград: Главы из романа-хроники. — Вечерний Волгоград. — 1988, 11 — 13,18 — 20, 25 — 27,31 октября.
  8. Корабль дьявола: Повесть. — Дон. — 1988. — № 11 — 12.
  9. Операция “Брауншвейг”: Главы из романа-хроники. — Волгоградская правда. — 1989, № 9 — 12,15 — 17,19, 22 — 23, 26 — 28 сентября, 1,3 октября.
  10. Пленение: Главы из романа-хроники “В эпицентре войны”. — Живое слово. —1990, февраль.
  11. Могила Мазепы. — Живое слово. — 1990, март.
  12. Не сотвори себе кумира. — Живое слово. — 1990, май.
  13. Брак по-курсантски: Рассказ. — Живое слово. — 1990, октябрь.
  14. “Пьяный” полет: Рассказ. — Живое слово. — 1991, август.
  15. Ристалище: Роман-хроника. — В кн.: Память Сталинграда. — Т. 1. — Волгоград. — 1992.