БРЭДБЕРИ ПОВЕРЯТСЯ ДОСТОЕВСКИМ

0
936

С некоторыми изъятиями и допущениями антиутопия Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» повторяет русскую народную сказку. «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – жизнь потеряешь, прямо пойдешь – жив будешь, да себя позабудешь». Какой путь выберет герой: тот, в котором нужно жертвовать собой – только так он сможет дойти до цели, при этом едва не лишится живота. Впрочем, оставим фольклор: американский классик вполне поверяется классиком русским. Кто же первый антиутопист, если не Достоевский? Об этом, другом, третьем я и беседовал с учениками и педагогами школы «Созвездие» во время заседания дискуссионного клуба «ЧеловекЪ», прошедшего 22 октября. Дату стоит, пожалуй, и запомнить. В этот день де-факто был начат масштабный проект «Горьковки» — «Книжный ЭМОВИРУС». Итак, к рассказу!

Де-юре о появление нового «вируса» стало известно ещё 1 октября – библиотекари обнародовали паспорт проекта «Книжный ЭМОВИРУС».  Директор Волгоградской областной универсальной научной библиотеки имени М. Горького Светлана Сафронова и её коллеги мыслили следующим образом:

«Осень, вирусы так и летают в воздухе. 1 октября 2021 года в библиотеке будет объявлена чрезвычайная ситуация, в связи с появлением необычного «Книжного ЭМОВИРУСА». Мы запускаем свой «Книжный ЭМОВИРУС» — вирус чтения! Вирусом будут заражены жители города и области. Вирус чтения безопасен и очень полезен! Чтение – это привычка, которой не учатся, а заражаются!

Активация  «Книжного ЭМОВИРУСА» начнётся в библиотеке имени М. Горького и постепенно распространится на всю территорию Волгоградской области.

Проект предполагает совместную работу библиотечной сети, книжной сети, учреждений культуры, предприятий и некоммерческих организаций Волгоградской области.

Проект «Книжный ЭМОВИРУС» поможет жителям города Волгограда и Волгоградской области научиться менять эмоции на основе рекомендательного чтения. Он включает в себя 5 модулей:

«От обучения чтению – к чтению для обучения»;

«Мир науки на книжных страницах»;

«Читающая семья — читающая страна»;

«Пространство свободного чтения»;

«Разные возможности —  равные права».

Мероприятия каждого модуля будут соответствовать сезонам. Считается, что природные краски одного сезона хорошо гармонируют друг с другом, а в каждом сезоне доминирует какой-то один спектральный цвет, который задает всем остальным цветам времени года соответствующие ему оттенки.

Мероприятия октября — ноября 2021 г. пройдут под эгидой  красного, оранжевого (осенние), мшисто — серого цветов, декабря 2021г. — февраля 2022 г. – синего (холодного), бирюзового цвета, белоснежного, марта 2022 — мая 2022 г. – желтый (цвет солнца), майская зелень, васильковый, июня 2022 г. — голубого (цвет неба), кофе с молоком, фиалковый.

Цвет настроения —  серый… Состояние, когда нет радости и энергии, нет желания вставать с кровати утром, кого-то видеть, разговаривать, работать. У вас плохое настроение и  энергетический потенциал заметно ослабевает, и вы порой неспособны здраво оценивать свое состояние и принимать эффективные решения. Предлагаем  изменить ситуацию в любое время года  — переЛИСТАТЬ эмоции и обратиться к  внешним «вспомогательным» инструментам – книгам, прочитав которые вы сможете справиться с хандрой  и сменить цвет настроения!

Проект «Книжный ЭМИВИРУС» даст возможность жителям города Волгограда и Волгоградской области погрузиться в мир книжных эмоций. Эмоции – основное, что заставляет читателей переворачивать страницы, поддерживает интерес к книге!

В результате реализации проекта планируется привлечь максимально возможное количество населения к чтению книг благодаря совместным усилиям библиотеки имени М. Горького, партнеров проекта и перейти к реализации программы развития чтения в Волгоградской области на период 2022-2030 гг.

Слоган проекта «ПереЛИСТАЙ ЭМОЦИИ!»

Что ж, заявка серьёзная!

Надо соответствовать, реализовывать.

Потребуются партнёры. И таковые уже появились: Волгоградское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз писателей России»,  литературный журнал «Отчий край» и дискуссионный клуб «ЧеловекЪ». Клуб, созданный в 2016 году и действующий при литературном журнале «Отчий край», объединяет вокруг себя представителей творческой и научной интеллигенции, студентов и школьников, культуртрегеров и любителей словесности и обладает значительным интеллектуальным потенциалом.

Предполагается также, что партнёрство в проекте «Горьковки» с нами, волгоградскими писателями, вскоре разделят: книжная сеть «Кассандра», «Волгоградская детская художественная галерея», «Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова», «Волгоградский молодежный театр», «Волгоградский музыкально-драматический казачий театр», социально-культурный центр «Новый формат» и другие.

Теперь же, когда все детали «Книжного ЭМОВИРУСА», наконец, обрисованы, обратимся к дискуссии, Брэдбери и Достоевскому. Заседание клуба «ЧеловекЪ» могло продлиться и более полутора часов, ведь интерес у сторон был. Как непосредственный участник, я подтверждаю это.

Отрадно, что ученики и педагоги  школы «Созвездие» живо откликались на предложенную к обсуждению тему – «451 градус по Фаренгейту»: антиутопия или реалистический роман?» Мой писательский опыт прочтения этой книги (доминирующий цвет в ней, соответственно, красный) говорит мне: «Реализм чистой воды».

Судите сами.

Брэдбери предсказал: огромные экраны во всю стену, которые обрушивают на нас лавину информации, все 24 часа. А ещё он предсказал банкоматы, мобильные телефоны, беспроводные наушники, технологию «умный дом», огнеупорный пластик и виртуальную реальность – в том числе Интернет, боевых роботов (роботы-собаки давно служат, только вместо прокаиновых игл вооружены снайперскими винтовками). А также писателем были предсказаны: падение рождаемости в развитых странах и масштабные манипуляции с сознанием при помощи телевидения. И всё это за десятилетия до того, как подобные явления стали частью нашей жизни. Напророчил Брэдбери и массовые убийства (в школах, общественных местах). И это, пожалуй, самое печальное его пророчество. Что же ещё? Первый лазер, сделанный на основе искусственно выращенного рубина, появился в 1960 году. То есть через 7 лет после публикации романа, где об этом лазере сказано.

Как такое возможно?

Существует предание о предках Брэдбери. В 1692 году его прабабку обвинили в колдовстве во время суда над Салемскими ведьмами. Предали, как водится, огню. А ведь прабабка могла предсказывать будущее. Однако сам Брэдбери называл этот наследственный талант – творческой интуицией.

Отдадим должное его интуиции. Именно из-за неё ФБР и начало составлять на Брэдбери досье в 50-х годах прошлого века. Ни много ни мало он, Рэй Дуглас Брэдбери, выступал в защиту прав писателей и других известных людей, попадавших в черные списки. Коммунизм, красная угроза – куда деваться! Признаем, США на тот момент страна, в которой огромное количество книг было запрещено, а за их распространение и хранение мог грозить реальный тюремный срок.

Нет, конечно, у Брэдбери имелись литературные предшественники — отцы антиутопии. Первым был Евгений Замятин с романом «Мы» (1924), затем англо-американский автор философской прозы Олдос Хаксли с книгой «О дивный новый мир» (1932), а потом и британец Джордж Оруэлл с «1984» (1948). Упоминая эту троицу, часто несправедливо забывают имя Федора Михайловича Достоевского, а ведь произведения из его Пятикнижия также можно по праву считать каноном.

Сравним.

Вот Брэдбери («451 градус по Фаренгейту»): «Когда школы стали выпускать все больше и больше бегунов, прыгунов, скакунов, пловцов, любителей ковыряться в моторах, летчиков, автогонщиков вместо исследователей, критиков, ученых и людей искусства, слово «интеллектуальный» стало бранным словом, каким ему и надлежит быть. Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными и равными от рождения, как сказано в конституции, а просто мы все должны стать одинаковыми. Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют свое ничтожество».

А вот Достоевский («Бесы»): «Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалывают глаза. Шекспир побивается камнями… Рабы должны быть равны: без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство…»

У Брэдбери брандмейстер Битти, обращаясь к Гаю Монтэгу, говорит («451 градус по Фаренгейту»): «Мы все должны быть на одно лицо. Никто не рождается свободным и равным, как гласит Конституция, все делаются равными. Если каждый – зеркальное отражение всех остальных, тогда и счастливы все без исключения, потому что вокруг нет горных вершин, заставляющих людей съеживаться от страха, потому что не с кем мериться ростом. Вот так-то! А книга – это заряженное ружье в доме соседа. Сожги ее! Разряди ружье! Проломи соседу череп! Кто знает, кому выпадет стать мишенью для начитанного человека? Может быть, мне? Нет, я и минуты среди этой публики не выдержал бы! В общем, когда в конечном итоге дома сделали абсолютно огнеупорными, то необходимость в использовании пожарных на прежний манер отпала по всему миру, – ты был прав вчера вечером, предположив, что раньше пожарные действительно тушили пожары. Им дали новую работу, они стали хранителями нашего душевного равновесия, средоточием нашего вполне понятного и законного страха оказаться неполноценными, они стали нашими официальными цензорами, судьями и исполнителями приговоров. Таков ты, Монтаг, и таков я…»

Брандмейстер Битти – по сути, это Великий инквизитор. Вспомним, что у Достоевского Великий инквизитор, обращаясь к Христу, провозглашает самую главную формулу нынешнего либерального сознания («Братья Карамазовы»): «Ты нам не нужен, Ты нам мешаешь». И ещё: «Говорю Тебе, что нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается. Но овладевает свободой людей лишь тот, кто успокоит их совесть… О, мы убедим их, что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы своей для нас и нам покорятся… Да, мы заставим их работать, но и в свободные от труда часы мы устроим им жизнь как детскую игру, с детскими песнями, хором, с невинными плясками. О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить…»

А это эпизод у Брэдбери (апокалипсис ведь никто не отменял), когда города подверглись атомной бомбардировке («451 градус по Фаренгейту»): «Мимолётная вспышка света на чёрном небе, чуть уловимое движение… За этот кратчайший миг там, наверху, на высоте десяти, пяти, одной мили пронеслись, должно быть, реактивные самолёты, словно горсть зерна, брошенная гигантской рукой сеятеля, и тотчас же с ужасающей быстротой, и вместе с тем так медленно, бомбы стали падать на пробуждающийся ото сна город. В сущности, бомбардировка закончилась, как только самолёты, мчась со скоростью пять тысяч миль в час, приблизились к цели и приборы предупредили о ней пилотов. И столь же молниеносно, как взмах серпа, окончилась война. Она окончилась в тот момент, когда пилоты нажали рычаги бомбосбрасывателей. А за последующие три секунды, всего три секунды, пока бомбы не упали на цель, вражеские самолёты уже прорезали всё обозримое пространство и ушли за горизонт, невидимые, как невидима пуля в бешеной быстроте своего полёта, и не знакомый с огнестрельным оружием дикарь не верит в неё, ибо её не видит, но сердце его уже пробито, тело, как подкошенное, падает на землю, кровь вырвалась из жил, мозг тщетно пытается задержать последние обрывки дорогих воспоминаний и, не успев даже понять, что случилось, умирает…»

И – у Достоевского («Преступление и наказание»): «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей… Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями… В городах целый день били в набат… Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса».

Объективности ради, скажу: не все участники дискуссии разделяли мое мнение о том, что «культура пробила дно, клип победил, тик-ток оказался сильней…» Ученик 11 класса Женя Фролов не согласился. «Это – субъективно, — сказал он, — и читают, и не всё так мрачно, апокалиптично…» И это его мнение вселяет уверенность, что он будет скептически оценивать любые идеи. Положения. Формулы. Побольше бы нам таких ребят! И таких, конечно, как Вика Лазарева или Лёня Кострыкин! Эти десятиклассника «роняли весомые слова». А сколько раз своими вопросами, суждениями поворачивали на новую колею нашу дискуссию педагоги: учитель русского языка и литературы, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин ГБОУ «Созвездие» Мария Апкаликова, учителя русского языка и литературы Нина Фролова и Ирина Тимохина!

Итак, к роману «451 градус по Фаренгейту» обращаться стоит. Это произведение, несомненно, входит в круг обязательного чтения. И поверять Брэдбери Достоевским, как показала практика, тоже стоит. Ведь на то он и классик мировой литературы.  В ноябре у Федора Михайловича 200-летний юбилей, а потому члены дискуссионного клуба «ЧеловекЪ» – ученики и педагоги – приняли моё предложение обсудить роман «Преступление и наказание». И это, как вы, уважаемые читатели, понимаете, совсем другая история!

Александр Лепещенко,

член Союза писателей России,

главный редактор журнала «Отчий край»,

руководитель дискуссионного клуба «ЧеловекЪ»

P.S. Благодарю за помощь и всестороннюю поддержку в проведении заседания дискуссионного клуба «ЧеловекЪ» заместителя директора ВОУНБ имени М. Горького Павла Тимачёва! И ещё одно. «Горьковка» действительно предложила нам всем интересный и нужный проект. Право, «ПереЛИСТАЙ ЭМОЦИИ!» Получи свой «Книжный ЭМОВИРУС»!