Памяти Евгения Кулькина

0
3755

«Баррикадами дней взгроможусь над судьбою…»

 

                                              Памяти волгоградского писателя Евгения Александровича Кулькина

 

Автор строки, ставшей заголовком этого повествования, всегда любил сидеть в мягком кресле в тесной комнате справа от входа в Пушкинский зал. Писатель и предмет былой мебельной роскоши смотрелись ровесниками. Улыбчивый, общительный хозяин кабинета, находясь в вечном окружении журналов, картин, рукописей, многочисленных книг, ежеминутно грозящих обрушиться лавиной с перегруженных полок, умудрялся в столь ограниченном пространстве принимать неограниченное число собеседников – учеников или коллег по перу.

Таким я впервые увидела Евгения Кулькина на Краснознаменской, 8. Знакомство с ним произвело на меня впечатление, равносильное тому, как если бы я встретила Толстого или Чехова… Искренне представляла наших маститых поэтов и прозаиков небожителями. Много лет, затаив дыхание, проходила мимо Дома литераторов имени Луконина, не смея открыть дверь этого храма. Позже, посещая литстудию, считала невероятным встречать известных поэтов Василия Макеева, Сергея Васильева, видеть, как в писательском баре попивает кофе знаменитый фантаст Евгений Лукин…

А уж старейшина Волгоградского отделения Союза писателей России Евгений Александрович Кулькин – и вовсе легендарная личность! Почётный гражданин нашей области, лауреат Всероссийской премии «Сталинград», Большой Литературной премии и премии «Имперская культура» Союза писателей России, премии МВД СССР, премии города-героя Волгограда и Государственной премии Волгоградской области – неполный список его званий. Нагрудный знак «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ, почётное звание «Хранитель традиций», памятные медали «Патриот России», «К 100-летию М.А. Шолохова», «250 лет атаману Платову М.И.», медаль «За развитие и укрепление казачества в Волгоградской области», Почётный Крест войскового казачьего общества Всевеликое войско Донское «За верность казачеству» − знатная коллекция!

Тем удивительнее то, что у меня с этим человеком много общего. Он казак, и я казачка; мои родители из Новоаннинского, и Евгений Кулькин появился на свет 15 мая 1929 года на железнодорожной станции Филоново (город Новоаннинский), его мама «путешествовала», будучи на сносях. Все интересные судьбы начинаются необычно! С тех пор прошло много славных лет! Нынешний май готов был салютовать сиренью в городских скверах и жечь тюльпанные костры в честь большого юбилея! Но судьба распорядилась иначе: 11 мая 2019 года Евгений Александрович Кулькин ушёл из жизни на несколько дней раньше своего девяностолетия.

Он оставил на память о себе десятки изданных книг. Не могу сказать, что я большой знаток его творчества. Но пятитомное собрание прозы, куда вошли два крупных романа «Смертный грех» и «Прощёный век», я прочла. Кто-то назвал прозаика «последним певцом Дона». Последний или нет, время покажет, а уж певец – точно. Кому, если не внуку двух атаманов, было знать всё о казачестве и рассказывать о нём с любовью к своим землякам, малой родине, к её талам и тернам, ветлам и ковылям, к русскому слову и казачьему говору. Красноречивы даже названия произведений: «Чёртов омут», «Раздоры», «Родная кровь», «Горицвет», «Крушение», «Покушение», «Искушение». Сразу можно угадать отношение автора к происходящему на страницах его книг.

Читая романы Кулькина, наблюдала за судьбами хуторян рода Колотовкиных и

других казачьих семей, переворошив вместе с писателем целый временной пласт от дореволюционных до современных дней. Герои прозаика − обычные люди, они растят хлеб, влюбляются, женятся, рожают детей, уходят на войну, соблюдают хуторские обычаи – живут согласно казачьему укладу. Нельзя обвинить автора в узкотемии, мол, всё о казаках и казаках… Он поведал об истории страны в целом, о жизни разных слоёв населения. Его волновали людские судьбы с их удачами и тяготами, подвигами и предательством, любовью и ненавистью. Читатель тоже не остаётся равнодушным, сопереживая и горю народному, и счастью человеческому, задаваясь вопросом: так что же такое смертный грех? Ответ писатель вложил в уста одного из своих героев: «Смертный грех – идти против своего народа!» А в «Прощёном веке» наш земляк ещё и доказал, что «Тихий Дон» всё-таки написал Михаил Шолохов, а не Фёдор Крюков.

Евгений Александрович создал широкомасштабные литературно-художественные полотна, вместившие в себя и прошлое, и настоящее, и взгляд в будущее. Словесные картины его эпопей зримы до того, что не только краски, но и звуки, и запахи ощущаешь! Не смогла отказать себе в удовольствии процитировать некоторые строки… «Хата Гришки Медного притулилась к высокому – в три обхвата – тополю. Положил он ей на крышу узловатые, в сучках, ветви, похожие на раздавленные тяжёлой работой руки». «День отошёл за вихрастые ветлы, что разлетались на фоне зари». «Истомившаяся, обесснеженная земля, обшарпанная свирепыми холодными ветрами и обласканная хваткими морозами, лопалась и бунела, как басовитая струна». Не зря волгоградские филологи давно занимаются изучением удивительного языка произведений Кулькина, создав уже не один словник по его книгам.

Писатель умело переплетал достоверные факты с вымыслом. Говоря о казаках правду без утайки и без прикрас, он гордился своими предками, не считал их ряжеными. Любил свою семью. Многим в Волгограде (и не только) был известен знаменитый литературный «клан» Кулькиных-Иванниковых, где муж и жена – поэты-прозаики, а сыновья: один – журналист, другой – писатель. Кстати, глава семьи долгое время работал журналистом. Ох, и помотало его по городам и весям!

Познавательность сюжетов, народность, русскость − несомненные качества прозы нашего земляка. А ведь он принимался в Союз писателей как поэт, когда у него уже было издано несколько сборников стихов. Значит, у тех, кто не знаком с его лирикой, есть прекрасная возможность открыть для себя Кулькина-поэта! Я же, готовя этот материал, лишь бегло пролистав поэтический трёхтомник «Воскресят меня стихи», сразу нашла

интереснейшие образы, любопытные строки. «Стрелка выстрелила временем…» «День сегодня кокетлив, как гусар на балу». «В полумрак впечатан месяц, словно древнее тавро». «Клюв пера нацелен в белость заповедного листа…» «Бесконечно зол прибой. Он жуёт тоску людскую…»  Поэзия Кулькина не цветиста, она по-мужски смела и строга, даже порою сурова. Довоенное детство его было нелегким: с малых лет он работал вместе со взрослыми в колхозе. Именно тогда сформировались у будущего писателя внимание и уважение к простому человеку, к человеку труда. Это сыграло свою роль в его творчестве.

«Я по пеплу ходил довоенного блага и быта»

«Где же детство моё, оно первым фугасом убито,

Где же юность моя? Она горько сгорела в огне», –

рассуждал поэт. Кстати, уже в 16 лет он написал совершенно гениальное стихотворение «Половики».

«Бабье лето. И бабы у сонной реки выколачивают половики.

Пыль нечаянных троп и военных дорог отпечатал тяжёлый армейский сапог…»

Ленинградский литератор Михаил Дудин говорил, что Кулькин своим детством окунувшись в войну, понял её пронзительнее многих окопников. Такое же мощное более позднее стихотворение, посвящённое захоронению в Москве праха Неизвестного солдата…

«Он лежал у реки, у оплавленной маревом горки.

И щепотка пшеницы тянула ростки из кармана его гимнастёрки».

Я благодарна профессорам-филологам Василию Супруну и Софье Лопушанской, в предисловиях к вышеназванному трёхтомнику указавшим, именно, на эти великолепные строки Кулькина! Пшеница тянет ростки из кармана гимнастёрки… Так можно сказать лишь об увиденном своими глазами! Мне кажется, если бы Евгений Александрович написал в жизни только «Половики» и своего «неизвестного солдата», этого было бы уже достаточно, чтобы назвать его большим поэтом!

Читала стихи и прозу художника слова и невольно начинала анализировать историю собственного рода, копаться в корнях, вспоминать милые сердцу отчие места. Писатель умел растормошить память, не дать ей застояться в болотце времени!

 

 

                                                                                                                  Людмила Киреева,

ответственный секретарь

ВРО ООО «Союз писателей России»