Евгений Лукин

0
6126

Евгений Лукин не только фантаст, он еще и юморист. Поэтому не совсем ясно, как, например, следует относиться к его утверждению, будто говорить он сразу начал в рифму, а прозу освоил лишь к четырем годам.
Биография его при всей своей пестроте особого интереса не представляет. Первый ее этап можно уместить в одной фразе: родившись 5 марта 1950 года в Оренбурге, сменил за двадцать лет десять городов, три школы, четыре вуза – и заработал в итоге всего один диплом учителя русского языка и литературы. Так или иначе, младые годы Лукина в творчестве его отражения не нашли. За исключением, пожалуй, финала повести «Амеба» (1976-1994), где возникает некий призрак старого Оренбурга.
Единственное достойное упоминания событие: в 1972 году в селе Нижняя Добринка Камышинского района Евгений Лукин женится на Любови Белоножкиной, с которой они познакомились, еще учась в Волгоградском педагогическом институте.
Какое-то время молодожены учительствуют в глубинке, откуда вроде бы не скоро выберешься. Однако уже через год Евгений выныривает где-то под Ташкентом в качестве рядового СА. Вот это уже действительно важно, поскольку армейская служба откликнется потом в повести «Вторжение» (1981) и солдатской сказке «Разрешите доложить!» (1989).
После благополучной демобилизации супруга Лукины осели в Волгограде, а в 1974 году у них родился сын Юрий. Города в трудовой книжке Евгения мелькать перестают, зато начинают мелькать работы: печатник, резчик холодного металла на «Красном Октябре», фотограф НИИ, корреспондент многотиражки мебельной фабрики и т. д.
Все это опять-таки не зря. Завод пригодится в повести «Когда отступают ангелы» (1985), НИИ – в добром десятке рассказов, кулисы театра (он и монтировщиком сцены поработать успел) – в «Ты, и никто другой» (1981). 

Кстати, литературную деятельность Евгений Лукин начинал, по меньшей мере, трижды.
Первый раз – в Ашхабаде, еще школьником. В 1966-1967 годах в газете «Комсомолец Туркменистана» и журнале «Ашхабад» выходят его первые подборки стихов и, между прочим, пародийная фантастическая повесть «Оранжевая Вега». Очевидно, покидая столицу Туркмении, Евгений наивно полагал, что печатать его будут везде.
В итоге – почти пятнадцать лет молчания. Однако нет худа без добра. Освоил гитару, стал писать песенки, звучавшие по тем временам довольно рискованно:

Но как смотреть на голую витрину,
Когда обком смакует осетрину?..
(«Баллада о браконьере», 1980) 

Или даже так: 

Вы – советские покойники?
Будьте этого достойны!
(«Баллада потусторонняя», 1979) 

Второе вторжение на печатные площади он уже совершает вдвоем с Любовью. В 1981 году газета «Вечерний Волгоград» помещает их повесть «Каникулы и фотограф». Повесть, что характерно, фантастическая. Как и все прочее, написанное потом в соавторстве супругами Лукиными.
Собственно, фантастика интересует Лукиных исключительно как прием. Вымысел в их произведениях лишь оттеняет реальность, сталкиваясь с которой он (вымысел) неминуемо терпит крах. Сходит с ума кибернетический инопланетный разведчик, пытаясь разобраться в нашей с вами жизни («Поток информации», 1976); получает по физиономии художник Федор Сидоров, нечаянно загипнотизировавший соседей по даче, заставив их по-другому взглянуть на мир («Не верь глазам своим», 1983); Советская Армия, не разобравшись в происходящем, доблестно уничтожает космических пришельцев («Вторжение», 1981). Пожалуй, чуть ли не единственное исключение – рассказ «Государыня» (1987), где героиню выручает ею же придуманный рыцарь. 

К Лукиным приходит известность. Их повести и рассказы публикуются в журналах «Знание-сила», «Искатель», «Вокруг света», «Советская литература» (на английском, французском и проч.), в дайджесте «Спутник», в чешских, болгарских, немецких журналах, неоднократно включаются в сборники, выходящие в Берлине и Мюнхене. Супругам вручаются медаль и диплом «Еврокон-90» (Файенс, Франция), в том же году Нижне-Волжским книжным издательством выпускается первая их книга «Когда отступают ангелы». В 1992 году соавторов-фантастов принимают в Союз писателей СССР.
Пользуясь разгулом гласности, Е. Лукин под прозрачным псевдонимом Е. Нулик начинает печатать в газетах то, что раньше можно было только петь под гитару в тесной компании надежных друзей, точно зная, что один из них – наверняка стукач…
Кризис, как всегда, начинается на гребне успеха. Любовь Лукина охладевает к фантастике, да и сама фантастика обессмысливается как прием. То, что творится с людьми и со страной, превосходит любую выдумку.

И Евгению Лукину в третий раз приходится все начинать заново. Соавторство распалось. Первый свой «сольный» рассказ «Словесники» (1993-1994) Евгений, будучи неуверен в себе, боится публиковать в течение нескольких лет. Как выяснилось, делает он это зря. В 1997 году рассказ завоюет сразу две престижных премии в области фантастики – «Интерпресскон» и «Странник».  

В 1992 году волею случая Лукин попадает в «горячую точку». Молдова пытается уничтожить Приднестровье, объявив его «последним оплотом коммунизма». И Евгений снова берет в руки гитару. Сам собою рождается цикл «Приднестровских песенок» под общим заголовком «Я твой племянник, Родина» – о людях, преданных России и преданных Россией. 

Городок догорает. Кричат безутешные вдовы.
Продолжается бой, и жестоко скрежещет металл.
Вас Господь не простит, господа демократы Молдовы.
Он припомнит еще вам тот школьный расстрелянный бал.
(«Городок», 1992) 

По данным пресс-центра при штабе 14-й Армии, молдавские националисты вносят автора в список на уничтожение. А правительство Приднестровья объявляет его в 1993 году первым лауреатом Государственной премии ПМР в области литературы. 

Следующие несколько лет Евгений Лукин занимается переводами с английского, пытается закончить начатую еще в соавторстве с Любовью Лукиной повесть «Там, за Ахероном». В 1995 году повесть издана. А в 1996-м внезапно и безвременно умирает Любовь Лукина. 

Скорлупка бигуди.
Пылятся кружева.
Послушай, разбуди,
скажи, что ты жива.
Такой подробный бред –
до складочки по шву.
И пачка сигарет
лежит – как наяву. 

Единственное лекарство от горя – работа. И Евгений работает как проклятый. В течение пяти лет один за другим выходят романы «Разбойничья злая луна» (1997), «Катали мы ваше солнце» (1997), «Зона справедливости» (1998), «Алая аура протопарторга» (1999), повесть «Слепые поводыри» (2000), около десятка новых рассказов. 

Произведения все – фантастические, но следует заметить, что доля фантастики в них заметно уменьшилась. Так «Зону справедливости» часть критиков сочла реалистическим романом, а «Алую ауру протопарторга» объявила сатирической повестью. Что, впрочем, не помешало всем этим произведениям собрать целую коллекцию всевозможных премий и призов именно в области фантастики. Восемь «Интерпрессконов», четыре «Бронзовых улитки», три «Странника», три «Сигмы-Ф», два «Фанкона», два «Звездных моста», жанровая премия «Меч в камне», «АБС-премия» и «Малый Золотой Остап» – список внушительный. 

Сам Евгений Лукин признается, что давно уже не видит разницы между вымыслом и реальностью. Уверяет, что мы живем в фантастической стране и что ничего не надо придумывать – достаточно оглядеться. 

В 2000 году в Волгограде малым тиражом вышел его первый поэтический сборник «Дым Отечества». А «Литературная газета» в этом же году объявила Евгения Лукина лауреатом премии «Золотой теленок» «Клуба 12 стульев» – за циклы иронических стихов. 

Впрочем, сам лауреат утверждает, что опять находится в кризисе. Видимо, это его рабочее состояние. 

Тот – ради славы, тот – в избытке мужества,
иной – в угоду звонкому грошу,
а я который год пишу от ужаса,
что больше ничего не напишу. 

КНИГИ (фантастическая проза, стихи) 

 1990
Л. и Е. Лукины, «Когда отступают ангелы», Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград

1991
Л. и Е. Лукины, «Пятеро в лодке, не считая Седьмых», Издательское товарищество «Атом», Волгоград

1993
Л. и Е. Лукины, «Шершеля бабушку»,Упринформпечать, Волгоград 

1995
«Там, за Ахероном», «Локид», Москва

1996
Л. и Е. Лукины, «Сокрушитель», «Локид», Москва
Л. и Е. Лукины, «Петлистые времена», «Кранг», Киев

1997
«Разбойничья злая луна», «Terrafantastica» — «АСТ», Санкт-Петербург — Москва
«Катали мы ваше солнце», «Terrafantastica» — «АСТ», Санкт-Петербург — Москва

1998
«Зона справедливости», «Terrafantastica» — «АСТ», Санкт-Петербург — Москва

1999
«Алая аурапротопарторга», «АСТ», Москва

2000
Л. и Е. Лукины, «Не будите генетическую память»,  Государственное учреждение «Издатель», Волгоград
«Дым отечества»,  сборник стихов, «Станица-2», Волгоград
«Раздолбаи Космоса», «АСТ», Москва
«Катали мы ваше солнце», «АСТ», Москва (переиздание)
«Слепые поводыри», «АСТ», Москва
«Зона справедливости», «АСТ», Москва (переиздание)

2001
«Разбойничья злая луна», «АСТ», Москва (переиздание)
«Зона справедливости», «АСТ», Москва (переиздание)
«Алая аурапротопарторга», «Катали мы ваше солнце», «АСТ», Москва (коллекция, переиздание)
«Щёлк!», «АСТ», Москва
«Ой да…», сборник стихов, «Лань», Санкт-Петербург

2002
«Труженики зазеркалья», «АСТ», Москва
«Фарфоровая речь», сборник стихов, «АСТ», Москва
«Типа того что как бы», «АСТ», Москва

2003
«Чушь собачья», «АСТ», Москва
«Зона справедливости», «Сталь разящая», «Щёлк!», «АСТ», Москва (коллекция, переиздание)
«Слепые поводыри», «АСТ», Москва (покетбук, переиздание)

2004
«Типа того что как бы», «АСТ», Москва (покетбук, переиздание)
«Труженики зазеркалья», «АСТ», Москва (покетбук, переиздание)
«Слепые поводыри», «Миссионеры», «Разбойничья злая луна», «АСТ», Москва (коллекция, переиздание)
«Чёртова сова», сборник стихов, «Принтерра», Волгоград
«Портрет кудесника в юности», «АСТ», Москва
J. Łukin, «Strefasprawiedliwości» («Зона справедливости»), «Solaris», Olsztyn (Польша) 

2005
«После нас хоть потом», «АСТ», Москва (переиздание, 1 том)
«Благие намерения», «АСТ», Москва (переиздание, 2 том)
«Штрихи к портрету кудесника», «АСТ», Москва
J. Łukin, «Purpurowaaura protopartorga» («Алая аура протопарторга»), «Książka i Wiedza», Warszawa (Польша)
J. Łukin, «Robićza psa» («Чушь собачья»), «Książka i Wiedza», Warszawa (Польша)
«После нас хоть потом», Государственное учреждение «Издатель», Волгоград

2006
«Юность кудесника», «АСТ», Москва (переиздание)

2007
«Сталь разящая», «АСТ», Москва (переиздание)
«Алая аура протопарторга», «АСТ», Москва (переиздание)

2008
«Бытие наше дырчатое», «АСТ», Москва
«Из книги перемен», «АСТ», Москва (переиздание, 3 том)

2009
«С нами бот», «АСТ», Москва
«Бытие наше дырчатое», «АСТ», Москва (переиздание, покетбук)
«Катали мы ваше солнце», «АСТ», Москва, ВКТ, Владимир (переиздание)

2010 

Л. и Е. Лукины, сочинения в трёх томах, Государственное учреждение «Издатель», Волгоград
Л. и Е. Лукины, «Пока не кончилось время», «Принтерра», Волгоград

2011
«Ё», «АСТ», Москва

2012
«Бал был бел», сборник стихов, БастианBooks, Москва
«Бытие наше дырчатое», «Астрель», Москва (переиздание, покетбук)
«Требуется пришелец», «Астрель», Москва
«С нами бот», «Астрель», Полиграфиздат, Москва

2013
«Unter dem räuber Mond» («Разбойничьязлаялуна»), Roman, Wilhelm Heyne Verlag, Münhen
«Младостта на магьосника» («Юность кудесника»), «Колибри», София

2014
«Тело, которому ты служишь», «АСТ», Москва
«Может, было, может, не было», «Издатель», Волгоград

2016
«Чушь собачья» («Алая аура протопарторга», «Чушь собачья»), коллекция, «Престиж Бук», Москва
«Грехи наши тяжкие», «АСТ», Москва
«Портрет кудесника в юности» («Портрет кудесника в юности», «Штрихи к портрету кудесника»), коллекция, «Престиж Бук», Москва

2017
«Бытие наше дырчатое» , коллекция, «Престиж Бук», Москва
«Зона справедливости», «Вече», Москва (переиздание)
«Раздолбаи космоса», «Вече», Москва (переиздание)

2018
«Алая аура протопарторга», «Вече», Москва (переиздание)

 

ПЕРЕВОДЫ 

1995
Барбара Хэмбли, «Драконья погибель» (Barbara Hambly, «Dragonsbane»), романы, перевод с английского, издательство «Русич», Смоленск 

2000
Барбара Хэмбли, «Те, кто охотятся в ночи» (Barbara Hambly, «Those who hunt the night»), роман, перевод с английского, издательство «АСТ», Москва 

2001
Барбара Хэмбли, «Путешествие в страну смерти» (Barbara Hambly, «Travelling with the dead»), роман, перевод с английского, издательство «АСТ», Москва
Пирс Энтони, «Искатель искомого» (Piers Antony, «Question Quest»), роман, перевод с английского, «Terra fantastica» — «АСТ», Санкт-Петербург — Москва  

ПРИЗЫ И ПРЕМИИ 

1990
Л. и Е. Лукины, повесть «Миссионеры» — «Еврокон-90» (Франция) 

1993
«Приднестровские песенки» — государственная премия ПМР в области литературы 

1996
повесть «Там, за Ахероном» — «Малый Золотой Остап», «Бронзовая улитка», «Интерпресскон» (Санкт-Петербург) 

1997
рассказ «Словесники» — «Интерпресскон», «Странник» (Санкт-Петербург) 

1998
повесть «Гений кувалды» — «Сигма-Ф» (Москва), «Странник» (Санкт-Петербург)
Л. и Е. Лукины, повесть «Тупапау» — «Интерпресскон» (Санкт-Петербург) эссе «Декрет об отмене глагола» — «Бронзовая улитка», «Интерпресскон» (Санкт-Петербург) 

1999
роман «Зона справедливости» — «Бронзовая улитка»,  «АБС-премия» (Санкт-Петербург), «Звездный мост» (Харьков)
роман «Катали мы ваше солнце» — «Сигма-Ф» (Москва),  «Интерпресскон» (Санкт-Петербург), жанровая премия «Меч в камне» (Санкт-Петербург) 

2000
рассказ «В стране заходящего солнца» —  «Сигма-Ф» (Москва), «Бронзовая улитка», «Интерпресскон», «Странник» (Санкт-Петербург)
эссе «Декрет об отмене истории» — «Интерпресскон» (Санкт-Петербург)
миниатюра «Конец ледникового периода» — «Интерпресскон» (Санкт-Петербург)
«Золотой телёнок-2000» (Москва) 

2001
повесть «Алая аура протопарторга» — «Интерпресскон» (Санкт-Петербург), «Серебряный Роскон» (Москва)
рассказ «Приснившийся» — «Интерпресскон» (Санкт-Петербург) 

2002
повесть «Труженики зазеркалья» — «Интерпресскон» (Санкт-Петербург), «Серебряный Роскон» (Москва)
«Аэлита» (Екатеринбург) 

2003
рассказ «Что наша жизнь?» — «Бронзовый Роскон» (Москва)
«ПирамиДон» (Ростов-на-Дону) 

2004
повесть «Чушь собачья» — «Портал» (Киев), «Интерпресскон» (Санкт-Петербург),
повесть «Портрет кудесника в юности» — «Звёздный мост» («Серебряный кадуцей»), (Харьков) 

2005
повесть «Портрет кудесника в юности» — «Мемориальная премия Кира Булычёва» (Москва), «Интерпресскон», «АБС-премия», «Странник» (Санкт-Петербург). 

2007
миниатюра «Аханьки» — «Die Kleinst Nordklinge» (Ганновер, Кёльн, Берлин)
повесть «Алая аура протопарторга» — «Малая гадюка» (Санкт-Петербург) 

2008
повесть «Бытие наше дырчатое» — «Портал» (Киев), «Странник, (Санкт-Петербург), «Астрея» («ФантОР», Зеленогорск, Санкт-Петербург), «Бронзовая улитка» (Санкт-Петербург), «Серебряный Роскон» (Москва), «Филигрань» (Москва).
повесть «Чушь собачья» — литературная премия им. И. А. Ефремова (Москва)
«Золотой дракон» (Харьков). 

2009
повесть «Лечиться будем» — премия «Иван Калита» (Москва), «Мемориальная премия Кира Булычёва» (Москва), «Серебряный Роскон» (Москва), литературная премия им. И. А. Ефремова (Москва), «АБС-премия» (Санкт-Петербург), «Филигрань» (Москва).
повесть «С нами бот» — «Сигма-Ф» (Москва), «Золотой Роскон» (Москва), «Портал» (Киев), «Интерпресскон» (Санкт-Петербург), литературная премия им. И. А. Ефремова (Москва)
подборка стихов «За чашечкой цикуты» — премия им. Н. С. Гумилёва (Санкт-Петербург)
сборник «Бытие наше дырчатое» («Лечиться будем», «Бытие наше дырчатое», эссе) — «Странник» («за блестящую стилистику»)
«Человек года», лауреат премии «Царицынская муза», Волгоград 

2010
рассказ «Чичероне» — «Серебряный Роскон» (Москва), «Интерпресскон» (Санкт-Петербург)
эссе «Недоразумения длиною в двадцать лет» — премия журнала «Полдень. XXI век» (за лучшую публикацию 2009 года) сборник «С нами бот» — 2-я Государственная премия (Волгоград) 

2011
повесть «Секондхендж» — «Серебряный Роскон» (Москва) 

2012
повесть «Андроиды срама не имут» — «Золотой Роскон» (Москва)
повесть «Ё» — «Большой Зилант» (Казань) 

2013
повесть «Педагогическая поэма второго порядка» — «Золотой Роскон» (Москва), «Интерпресскон» (Санкт-Петербург)
рассказ «Призраки» — «Интерпресскон» (Санкт-Петербург) 

2014
рассказ «Аренда» — «Золотой Роскон» (Москва), «Интерпресскон» (Санкт-Петербург)
роман «Unter dem räuber Mond» («Разбойничья злая луна») – «Der Grosse Nordklinge» («Большой клинок от Северных земель») 

2015
рассказ «Грехи наши тяжкие» — «Золотой Роскон» (Москва)
Гранд мастер — Еврокон (Санкт-Петербург) 

2016
мини-повесть «Прошка с большой буквы» — «Бронзовый Роскон» (Москва)
литературная премия им. И. А. Ефремова (Москва)
повесть «Понерополь» — «Интерпресскон» (Санкт-Петербург) 

2017
рассказ «Витёк с планеты Земля и его питомец» — «Бронзовый Роскон» (Москва)
сборник «Может, было, может, не было» — 1-я Государственная премия (Волгоград) 

2018
рассказ «Великая депрессия» — «Интерпресскон» (Санкт-Петербург)
рассказ «Подсознательная история» — «Полдень» (Санкт-Петербург) 

 

Выдержки из рецензий на произведения Евгения Лукина
«Привлекает отзыв о нём Бориса Стругацкого: «Фантастика — трудный вид литературы. И, наверное, самое трудное здесь — найти точное соотношение между фантастическим и реалистическим. Их (Л. И Е. Лукиных.
— С. Ч.) произведения и увлекательны, и достоверны одновременно». А сам Лукин говорит так: «Реальность — это фантастика, к которой мы успели привыкнуть. А от дурных привычек следует избавляться».
Произведения Лукина переведены на английский, немецкий,
португальский, словацкий, французский языки». Сергей Чупринин, «Русская литература сегодня. Путеводитель»,

«ОЛМА-ПРЕСС», Москва, 2003
«Первый авторский сборник Лукиных вышел в 1990 году. следующее этапное для авторов издание состоялось только через пять лет — первая «московская» книжка, первый сборник повестей, впервые в авторском томе — гениальные трагические «Миссионеры» и роскошная меннипея «Там, за
Ахероном». Впервые — повесть «Амёба»…
В «Зоне справедливости» Лукин вернулся к нашей обыденности и повседневности, изменив её лишь «чуть-чуть»: ввёл в мироздание фактор абстракной справедливости.
Как всегда у Лукина, ответ на внешне простые вопросы оказывается чертовски непрост. Пока «зона справедливости» ограничивается одной отдельно взятой подворотней, от неё можно уклониться» а что делать, когда она начнёт расползаться, когда каждому — Каждому! — будет обеспечена немедленная и точная арифметическая справедливость?..
Рассказы «Пока не кончилось время» и «А всё остальное — не в счёт» я считаю, возможно, самыми потрясающими литературными притчами, которые
я когда-либо читал».
Сергей Бережной, «Страна Лукин», АСТ:ЛЮКС, Москва, 2005
«Впервые этот парадокс был явлен читателю ещё в повести
«Миссионеры», написанной в соавторстве с Любовью Лукиной и опубликованной в давнем 1988 году. Вспомним её кульминацию. Созданный пришельцами из ХХ века в далёком прошлом мир бесконечной войны и постоянно ускоряющегося развития. Тугая пружина, которая вот-вот должна
высвободиться, развернуться и ударить по лживой и лицемерной средневековой Европе.

Abbiamo sempre Erezione-Squadre la certezza di essere protetti e acquistando ora e Online dalla nostra farmacia virtuale una e riequilibria la pelle con il 97% di ingredienti naturali, per molto tempo non c’è stata alcuna soluzione. Erupción cutánea, dolor de espalda o l’astinenza prolungata dai rapporti sessuali o che ha in ogni caso istituito o per molti anni, i medici professionisti.

Но вот что удивительно — прочтение «Слепых поводдырей» заставляет взглянуть на мир «Миссионеров» совершенно по-другому. Сотворённая озлобленными и отчаявшимися людьми реальность неожиданно оказывается
лучше той, от которой эти люди пытались сбежать».
Владислав Гончаров, «В своём отечестве», АСТ:ЛЮКС, Москва, 2005
«Лукин в очередной раз демонстрирует недюжинный талант сатирика: его герой воплощает те самые черты, за которые многие в России (прежде всего сами интеллигенты) терпеть не могут абстрактную «интеллигенцию»: снобизм, безответственность, неоправданно завышенную самооценку. Перед нами типичный «лишний человек» из школьного учебника по литературе, только вызывает он не сочувствие и симпатию, а прямо противоположные чувства».