Усман Алимбеков «Признание самому себе»

0
2471

Печаль и страсть Луконина  в его беззаветной вере в идеологию властей. Но разве художника может это испортить? Конечно же, нет. Отдавая дань времени ваятель всё равно всегда будет излагать свою подспудность. Михаил Луконин, к счастью, даже учитывая его приверженность коммунизму, оставался поэтом вне эпохи СССР. Он, разумеется, отдавал, что положено советскому периоду, но тем не менее, умудрялся оставаться сочинителем таким, каким полагается быть поэту по жизни. Я говорю так с полной ответственностью именно потому, что точно знаю каковы были требования для одних и поручения, и участь для других.

Но признаюсь, не совсем умиляясь соцреализмом, по началу мне приходилось не только изучать строки поэта, а вообще хоть как-то воспринимать его изложения. Но зная одно правило – всё-таки найти в себе силы беспристрастности – необходимо её придерживаться. С трудом, но мне, так видится, кое-что удалось.

А что же именно, сам бы спросил у себя? И попробовал бы ответить так.

Сталинская премия за поэму «Рабочий день». Поэма сильная в эмоциональном смысле, в ней переданы настроение времени, настрой тружеников тракторного завода. Хвала и честь поэту. Но, как ни странно присутствуют и некоторые оттенки, не вписывающиеся в идеологический формат. Вот об этих оттенках и хочу высказаться.

«За ключ моей жизни я благодарю

Любой секрет ему нипочём

Ключом открывается день работы.»

Разумеется, Михаил Луконин говорит о рожковом слесарном ключе и придаёт ему смысл важности. Но другой Луконин более глубок и шире – ключ жизни, который не так-то просто обрести, на то и целой жизни порой не хватает, тот ключ, который открывает двери в иную жизнь – вечную.

«А есть дурная мода – равняться с тем, что было

О завтра думать надо»

Девиз большевиков, комсомольцев – мощный, неотразимый. Но стихия никогда не проявляется выборочно, сносит на своём пути и прошлое, и настоящее. После приходится заново восстанавливаться, затрачивая много энергии, на эволюцию, а на элементарную простую жизнь сил не остаётся. Этим девизом автор поэмы признаётся в  идеологической слепоте и подчёркивает свою слепую святость. Таково было время и такие вещи нужно понимать и принимать, как наше, пусть и недалёкое, но уже прошлое. Главное думать не только о «завтра», но помнить «вчера», беречь историю свою, какой бы она ни была, ибо в ней залог процветания, если развивать хорошее, прекрасное, не повторяя ошибок.

«Мы переносили трудности,

Мёрзли, недоедали

Во имя счастливой юности

Коммунистической дали»

Главная проблема всех веков человеческой истории звучит приблизительно так, как написаны строки Михаилом Лукониным. Дорога в рай выстилалась и, похоже, далее будет выстилаться ценой тысяч и тысяч жертв. Никогда не бывает всем тяжело или всем легко. А трудно всегда  простому светлому, искреннему человеку. Его никогда не спрашивают, а хочет ли он снова и снова пострадать, помучиться, чтобы приблизить кому-то счастливую даль. Но так складывается жизнь, что счастливая даль, в смысле «не мёрзнет», «сыт» не к тем, для кого старались и приносили жертвы. Здесь автор реминисценцирует и всё прошлое ложится банальными словами, но в них актуальность остаётся такой, что берёт за душу.

Поэма «Признание в любви». Здесь показана, по версии автора, причина, почему произошла революция, почему сложилось так, а не иначе.

«С истока робкого все реки потекли

И есть источники свои мечты народа каждой»

Так оправдывается веха перемен, тем более что перемены были неизбежны. Другое дело, как ими воспользоваться. И первые проблески «мечты народа», осветившие неприглядную жизнь пробежались в поэме так.

«Нам навредило поклонение слепое

Необходим был разговор начистоту…»

Автор понимает, что не совсем справляется с задачей – выстроить в поэме безукоризненную мечту коммунизма, поэтому пытается оправдаться, скорее всего, перед самим собою, нежели перед читателем.

«За всё, чем жив, благодарю я всей душою

И остаюсь у самого себя в долгу»

    Поэма «Встречи». Замечательное сочинение. Как трогательны слова «Нам в колхозы свои, на заводы свои нам охота, мы к работе поедем» Здесь именно жажда трудиться во имя семьи, во имя земли родной. Ныне такого не услышишь. Ныне многие нацелены на зарабатывание, простите за вульгарность, «бабла». Поэтому всё формально, поэтому многое фальшиво.

Если в поэмах ярко выражена приверженность времени социализма, стихи, тоже страдают, как положено в соцреализме, но, тем не менее, они уже склонны иной природе. Вот, например, из цикла «Дни свиданий» веет настоящей философской поэтикой.

«Мы любим окна, свет в окно

Или свет из окна»

Или вот из цикла «Сердцебиение».

«Но лучше прийти с пустым рукавом,

Чем с пустой душой»

Или вот вам, на мой взгляд чудные строки.

«Ты в эти дни жила вдали,

Не на войне со мной.

Жила на краешке земли.

Легко ль тебе одной!

Три лета, три больших зимы

Просил: — Повремени! –

Теперь я рад, что жили мы

В разлуке эти дни.

Теперь хочу тебя просить:

-Будь той же самой ты,

Чтоб было у кого спросить:

«А как цветут цветы?

А что же нет окопа тут,

Что ночи так тихи?

А где, когда, на чём растут

Хорошие стихи?»

Если не зацикливаться на верности автора идеологии, то поэзия Михаила Луконина хороша.

Поздние его стихи уже утрачивают ярко выраженную приверженность социалистическому мировоззрению и обретают, как и положено истинному художнику, творческую неуверенность, иначе говоря, обретают вечный поиск себя, смысла жизни и, думаю, всё-таки Бога.

«Чего-то я ищу

Чего-то жду…»

Или

«Так ли живу?..»

Почему-то убежден, что Михаил Луконин на глубинном уровне сознания  понимал, что идёт по творческому пути не совсем верной дорогой, ибо вся его поэзия буквально напичкана подсознательными вкраплениями, красной нитью выделяются слова «тревога», «ветер», «сквозняк», «насквозь», и в результате: «Так ли живу?..»

Надо согласиться, это смелое признание самому себе…