Виват, лауреаты

0
194

Редакция и редакционный совет журнала «Отчий край» сердечно поздравляют своих авторов — Анатолия Егина, Александра Домовца и Валентину Косточко, ставших лауреатами Государственной премии Волгоградской области! Виват, лауреаты!

 

В 2023 году государственные премии Волгоградской области в сфере литературы, искусства, архитектуры и культурно-просветительной деятельности присуждены в номинации «Литература»: Анатолию Егину за повесть «Отец городов волжских» — премия 1-й степени; Александру Домовцу за романы «Гатчинский бес», «Тень воина» и «Месть Альбиона» — премия 2-й степени; Валентине Косточко за книгу стихов «Жили-были и вся любовь» — премия 3-й степени.

 

Но обо всём по порядку!

 

В повести «Отец городов волжских» впервые в отечественной литературе дан портрет князя Григория Засекина — государственного деятеля, усилиями которого в XVI веке границы Русского государства существенно расширились на востоке. Он вошёл в историю как первый воевода и отец-основатель русских крепостей на Волге, среди которых и Царицын. Князь Засекин выполнен у Егина в особой живописной технике. Редкая способность дать портрет из света, мрака и отсверков — двумя штрихами. История создателя Царицына лежит в основе сюжета. В хорошей литературе сюжет — это не самое важное, но обязательное. Сюжет даётся настоящему писателю необыкновенно трудно, как трудно даются все необыкновенные вещи. В итоге у Егина всё интегрируется в простую и ясную формулу.

 

Автор внимательно исследует взаимоотношения князя Засекина и его сподвижников. Он восстанавливает в правах и правде свою страну — княжескую, крестьянскую. Он пишет и о бессмертии русского воина, залогом которого остаётся его вечная душа — «способность чувствовать и мучиться».

 

С исторической повестью «Отец городов волжских», опубликованной впервые в «Отчем крае», читатели смогли познакомиться также и в «Журнальном зале» — литературном интернет-проекте, представляющем деятельность русских толстых литературно-художественных и гуманитарных журналов, выходящих в России и за рубежом. То есть произведение А. И. Егина смогли прочитать все читатели «Журнального зала» не только в России, но и за рубежом.

 

Ответы на отнюдь не риторические вопросы позволяют нам пристальнее взглянуть и на творчество Александра Домовца. Он — конечно же, автор жанровой литературы. Но в настоящее время жанровая литература переживает не лучшие времена. С экранов телевизоров, со страниц книг и журналов на нас смотрят существа неопределённого пола и вида, часто не просто негероические, а антигероические — нигде не работающие, пьющие, выбитые из собственной биографии. Это даже не люди, а функции. Другое дело — проза А. Г. Домовца. Его романы военных приключений в трёх книгах «Гатчинский бес», «Тень воина» и «Месть Альбиона» продолжают литературную традицию, заложенную Юлианом Семеновым — создателем политического детектива, человеком подарившего всем нам военные приключения разведчика Штирлица («Семнадцать мгновений весны»), а также сотрудников советской контрразведки Константина Константинова и Виталия Славина («ТАСС уполномочен заявить»). Так вот, Александр Домовец стал творцом Сергея Белозёрова. Писатель Александр Рувинский в связи с этим замечает верно: «Фоном событий является Россия конца ХIХ века (правление императора Александра Третьего). Главный герой трилогии Сергей Белозёров расстался с военной карьерой и мечтает о карьере художника. Казалось бы, совершенное мирное поприще, но судьба уготовила ему водоворот событий. Сергею предстоит стать, своего рода, ангелом-хранителем самодержца, спасая его от смертельных угроз. Слишком многим мешает сильный император и сильная Россия, которую он успешно ведёт к подъёму и развитию, к ведущей роли в Европе…»

 

Надо сказать, что историчность — одно из главных достоинств трилогии — романов «Гатчинский бес», «Тень воина» и «Месть Альбиона». А. Г. Домовец делает читателя сопричастным (ключевое слово — «сопричастность») к большой истории. Истории нашей страны. Мы видим Сергея Белозёрова во дни, когда Россия вновь «колеблется над бездной». Автором дано огромное художественное полотно: трилогия включает в себя романы, объединённые единым героем и темой.

 

И, наконец, творчество Валентины Косточко. Поэта следует всё-таки «судить тем судом, который он сам над собой и признаёт». А Валентина Косточко признаёт — это понятно по стихам из её книги «Жили-были — и вся любовь» — только суд с позиции одного из лучших поэтов ХХ века Николая Рубцова. «Рубцов, — пишет поэт Станислав Куняев, — «истинно народный лирик с такой концентрацией лиризма, от которой за последние полтора-два десятилетия наша поэзия уже успела как-то отвыкнуть». С. Куняев приводит слова Н. Рубцова: «Стихи не лирические!» — это было самым суровым приговором. «Не лирическое для него означало — не живое, безличное, не своё, лживое, не поэтичное… Да и, в конечном счёте, смысл его появления в русской поэзии сводится, наверное, к напоминанию о том, что лиризм как понятие, противоположное театральности, не покинул её и никогда не покинет». «Самородность» (выражение критика Вадима Кожинова) поэтического слова отличает поэзию Рубцова, как всякую большую поэзию. «Простота, Добро и Правда» — излюбленная триада Л. Н. Толстого. На этих «трёх китах», по его мнению, держится любое произведение искусства. Эти три важнейших критерия — верный ориентир для развития поэзии нашего времени. Вот на это и ориентируется Валентина Косточка. Поэт Косточка. Лирик тонкий и звонкий.

 

Итак, среди достоинств произведений лауреатов Государственной премии Волгоградской области за 2023 год также и интерес, за который они, лауреаты, что называется, ручаются. Поскольку их книги гармоничны, то их можно и нужно рекомендовать к прочтению волгоградским школьникам. Что, собственно, мы и делаем!

 

Ваш «Отчий край»